Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Формы жестокого обращения
Выделяют несколько форм жестокого обращения:
- физическое,
- сексуальное,
- психическое насилие,
- отсутствие заботы.
Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Физическое насилие
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.
Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.
Основные последствия физического насилия:
· агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным),
· пассивность, · замкнутость, · отсутствие друзей, · псевдовзрослое проведение, · эмоциональная нестабильность.
|
Психологическое (эмоциональное) насилие
Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Выделяют следующие формы психологического насилия:
Отвержение —враждебное отношение к ребенку, унижение; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций; превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза оставить ребенка в опасной ситуации; угроза совершить насилие над самим ребенком; угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными.
Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми.
Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.
Игнорирование – нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Основные последствия психического насилия:
- задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития;
- эмоциональная незрелость; страхи;
- нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями);
- психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания);
нарушение познавательной деятельности.
Сексуальное насилие над детьми
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.
Классификация сексуального насилия:
Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.
Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.
Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.
Признаки перенесенного сексуального насилия:
- повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез;
- нервно-психические расстройства;
- психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).
Основные последствия сексуального насилия:
- сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол);
- нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная);
- нарушение познавательной деятельности.
Пренебрежение основными потребностями ребёнка
Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы пренебрежения основными нуждами ребенка:
- оставление ребенка безприсмотра;
- не предоставление ребенку медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания, опеки, защиты;
- отсутствие полученияадекватного образования.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:
- недостаточный возрасту вес и рост;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- попрошайничество;
- воровство пищи;
- повышенная утомляемость, апатичность;
- задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
- беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
Основные последствия пренебрежения основным потребностям ребенка:
- детство превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней;
- физическое и психическое насилие со стороны незнакомого взрослого, которому доверился ребёнок
- риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать привязанность детей, делая небольшие подарки.
Советы, над которыми следует задуматься, разрабатывая стратегию воспитания без применения наказаний
- Точно определите, какого поведения вы добиваетесь.
Видя, что ваш ребенок плохо себя ведет, сделайте ему замечание немедленно, поскольку к тому времени, как вы окажетесь дома, ребенок обо всем забудет или растеряется, не зная, что теперь делать.
- Не ждите, что ребенок послушается только потому, что вы сказали «нет». Некоторым детям хватает такого запрета, другим его мало. Надо убедить ребенка в том, что вы не отмените свой запрет — при этом сочетая действие и голос и отвлекая ребенка от проблемы, места или вещи
- Детей старше двух лет необходимо предупреждать о последствиях их поведения. Скажите: «Если ты будешь и дальше себя так вести, я не стану читать тебе перед сном твою любимую сказку».
- 4. Для детей старше трех лет разработайте систему последствий дурных поступков. Дети младше трех лет не в состоянии понять связь между поступками и их последствиями. Последствия должны подкреплять ваши требования, помогать вам, добиться желаемых результатов
- Не шлепайте, не щиплете и не бейте ребенка, чтобы настоять на своем. Дети ждут от вас любви, даже когда ведут себя вызывающе; одного гневного взгляда может хватить, чтобы приструнить их.
6.Каждому известно о том, как необходимы ребенку позитивные стимулы, но родителям тоже необходимы награды. Если ваш подход сработал, поздравьте себя — пусть это будут слова о том, какую большую работу вы проделали.
брошюра обращение с ртутьсодержащими отходами
мошенничество с кредитными картами
Постановление администрации г.Кирова 172-п